Запись опубликована От 18 и младше.Вы можете оставить комментарии здесь или тут
Крестопоклонная неделя.
Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Затем стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым.
В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится Святой Крест. Все верующие покланяются Кресту, в это время поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными».
Об особенностях ее богослужения и духовном содержании говорит священник кафедрального Александро-Невского собора иерей Роман ЧАДАЕВ.
— Батюшка, почему именно третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной? — В субботу третьей седмицы во время Всенощного бдения на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому эта неделя и следующая седмица называются Крестопоклонной. Делается это для ободрения и утешения кающихся христиан. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
— Очевидно, не случайно Крестопоклонная неделя совпадает с серединой поста…
— Действительно, что может лучше духовно укрепить человека, предпринявшего дальний путь, а в данном случае постящегося христианина, чем взор, обращенный на Крест, на котором пострадал по плоти Сам Господь наш Иисус Христос? Пост — это трудное и ответственное время для каждого стремящегося приблизиться к Богу. Это время умерщвления в себе «ветхого» человека, изживания своих страстей, дурных привычек и похотливых желаний, поэтому в духовном смысле самое главное — это напоминание верующим о страданиях и крестной смерти нашего Спасителя, которые претерпел Он добровольно ради спасения мира. Крест — это призыв к еще более сокрушенному покаянию и плачу о своих грехах, но в то же время и надежда на воскресение, ибо если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся, если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем. Вспомним то место Евангелия, где Господь говорит каждому из нас: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за мной». У каждого из нас свой крест, то есть свои тяготы, болезни, скорби и грехи. И мы должны нести его без ропота, воздавая хвалу Богу за все, что получаем из десницы Его.
— Как давно возникла традиция поклонения Кресту?
— Начало традиции было положено в древние времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, таких как, например, Иоанн Златоуст, живший в IV веке. Святой Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке говорил в поучении о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»
— В расписании богослужений появилось для многих незнакомое слово «пассия». Не могли бы вы объяснить, в чем смысл такой службы?
— Слово «пассия» в переводе с латинского означает «страдание». Пассия совершается в каждое воскресенье Великого поста начиная со второй седмицы, за вечерним богослужением. И каждый раз читается Евангелие одного из евангелистов. Для чтения выбираются те места, где рассказывается о страстях (страданиях) Господа нашего Иисуса Христа, вспоминаются события в Гефсиманском саду, на Голгофе. Обычно верующие во время чтения Евангелия стоят на коленях с зажженными свечами. Такое богослужение необходимо нам, людям в большинстве своем жестокосердным, не способным сострадать чужому горю, для того, чтобы сердце содрогнулось от воспоминания о том, что ради нас, за наши грехи был распят Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо ничто не может в такой мере утешить, ободрить и вдохновить ослабевшего духом христианина, как представление бесконечной божественной любви Спасителя, предавшего Себя на крестный подвиг нашего ради спасения.
Оставить комментарий